Соколов общая теория социальной коммуникации читать. Общая теория социальной коммуникации. Социальное пространство и время

14.04.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот
3 ..

Русский Гуманитарный Интернет Университет

Библиотека

Учебной и научной литературы

А.В.Соколов ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Санкт-Петербург

2002

УДК 316.6

ББК 88.53

С 59

Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации : Учеб-ное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002 г. - 461 с.

ISBN 5-8016-0091-4

В учебном пособии излагается обобщающая теория, содер-жащая общие закономерности, сходство и различие различных видов, уровней и форм социальной коммуникации. На основе понимания социальной коммуникации как движения смыслов в социальном пространстве и времени рассмотрены личные и общественные коммуникационные потребности, коммуникаци-онная деятельность и общение, социальная память, коммуника-ционные каналы, типология социально-коммуникационных институтов, эволюция социальных коммуникаций с каменного века до 2000 г. Особое внимание уделено информационному подхо-ду к социальной коммуникации (социальной информатике) и семиотике социальных коммуникаций. Представлена система социально-коммуникационных наук, центром которой являет-ся метатеория социальной коммуникации.

Книга адресована ученым-обществоведам, студентам, аспи-рантам и преподавателям, изучающим проблематику социаль-ной коммуникации, а также социально-коммуникационным ра-ботникам, желающим повысить свою квалификацию.

ВВЕДЕНИЕ

Коммуникационные аспекты эволюции культуры

Культура всякого сообщества людей представляет со­бой, во-первых, культурное наследие, т. е. совокупность искусственных социальных смыслов (культурных ценно­стей), как овеществленных (изделия), так и неовеществ­ленных (идеи); во-вторых, деятельность по созданию, хра­нению, распространению и освоению культурных ценно­стей, называемую культурной деятельностью. Короче: культура = культурное наследие + культурная деятель­ность. Культурная деятельность, в свою очередь, является суммой: творчество (создание культурных ценностей) + социальная коммуникация (хранение и распространение созданных ценностей) + практическое использование (освоение) этих ценностей. Таким образом, социальная коммуникация - необходимый аспект, неотъемлемая часть культуры, и эволюция человеческой культуры есть в то же время социально-коммуникационная эволюция.
Эволюцию культуры можно представить в виде сле­дующих пяти стадий, где неизменно присутствуют ком­муникационные аспекты:
0. Пракультура (1,5 млн. лет назад - 40 тыс. лет на­зад) - период антропосоциогенеза, время формирования хомо сапиенс как биологического вида, когда предками че­ловека (питекантропы, неандертальцы) были освоены средства культурной деятельности: каменные орудия и членораздельная речь. 40 тыс. лет назад на планете появил­ся современный человек (неантроп), творец и создатель собственно культуры.
I. Археокультура (40 тыс. лет назад - III тыс. лет до н. э.) - период каменного века (верхний палеолит, мезо­лит, неолит), когда в первобытных общинах получила раз­витие не только материальная культура в виде «каменной индустрии», но и духовная культура в виде магических культов, мифологии, изобразительного и музыкального искусства. Образование в IV -III тыс. до н. э. локальных цивилизаций и изобретение письменности знаменовали переход к стадии палеокультуры.
I.I. Палеокультура (III тыс. лет до н. э. - XV в. н. э.) - время возникновения мощных восточных цивилизован­ных государств, расцвета античной культуры, и сменив­шего ее средневековья. Вехами культурного прогресса человечества на этой стадии являются: иероглифы на сте­нах древнеегипетских пирамид - алфавитное письмо - Александрийская библиотека - печатный станок И. Гу­тенберга. Изобретение Гутенберга положило в Западной Европе начало новой стадии - стадии неокультуры.
III. Неокультура в разных регионах наступила в раз­ное время (некоторые африканские и азиатские страны и в наши дни остаются на палеокультурном уровне), но для культурного лидера - западноевропейского мира стадию неокультуры можно датировать XVI веком - эпохой Вы­сокого Возрождения и Реформации, за которым последо­вали век Просвещения (вторая половина XVII - XVIII вв.) и XIX век - век индустриализации. К неокультуре отно­сится и XX век, но уже в конце века в развитых странах появились признаки наступления постиндустриальной эры, которую логично связать с новой, пока еще гипоте­тической стадией культурной эволюции.
IV. Постнеокультура - это компьютеризированный мир с мультимедийными глобальными коммуникационными ка­налами и с культурным наследием, хранящимся в распреде­ленной памяти компьютерных сетей. Короче: это время гос­подства электронных коммуникаций, вытеснивших документную коммуникацию на периферию общественной жизни.
Легко заметить, что на всех стадиях эволюции культу­ры неизменно прослеживалась закономерность: совершен­ствование коммуникационных средств сопровождалось общественным прогрессом (иногда даже предопределяло его), а общественный прогресс, в свою очередь, стимулировал развитие коммуникации. Но эта закономерность осознавалась обществом по-разному на разных стадиях.
В дописьменной археокультуре, где устная коммуника­ция служила главным способом хранения и распростране­ния культурного наследия, существовало обожествление Слова. Слову приписывалась магическая сила, оно требо­вало осторожного и уважительного обращения. Н. С. Гумилев в известном стихотворении «Слово» обрисовал этот культ следующим образом:
В оный миг, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, словно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
А для здешней жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.
Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число…
Обожествление слова означало обожествление Ком­муникации. Жрецы Древнего Египта и Месопотамии, ос­воившие письменность («иероглиф» означает «священное письмо»), способствовали трансформации культа Слова в культ Книги. Священные писания мировых религий не что иное, как результат коммуникации пророков со Всевышним. Всякая религия начинается с коммуникации, недаром «религия» в переводе с латыни значит «связь», но для священнослужителей коммуникация была (и ос­тается) предметом культа, а не предметом исследования.

  • Меткин М.В. Конфликтология (Документ)
  • Мириманова М.С. Конфликтология (Документ)
  • Контрольная работа - Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе (Лабораторная работа)
  • Невлева И.М., Трунов А.А. Конфликтология в социальной работе (Документ)
  • Леонов Н.И. Конфликтология (Документ)
  • Кунгурова Н.И., Терехов В.К. Социальная работа (Документ)
  • Реферат - Личная и социальная ответственность менеджера (Реферат)
  • n1.doc

    Материалы, размещенные в телекоммуникационной библиотеке и представленные в виде цитат,

    допускается использовать исключительно в образовательных целях.

    Запрещается тиражирование информационных ресурсов с целью извлечения коммерческой выгоды, а также иное их использование в нарушение соответствующих положений действующего законодательства по защите авторских прав.

    УДК 316.48(075.8)

    ББК 60.5я73

    С59
    Рецензенты:

    кафедра философии и политологии

    Нижегородского государственного

    архитектурно-строительного университета

    (зав. кафедрой д-р филос. наук Л.А. Зеленое)

    И д-р филос. наук Л.А. Никитич
    Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили
    Соколов С.В.

    Социальная конфликтология: Учеб. пособие для вузов. –

    С59 М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 327 с.

    ISBN 5-238-00242-4
    Рассматриваются природа и классификация социальных конфликтов. Социальные конфликты анализируются со стороны социальных противоречий. Общие конфликтологические понятия исследованы в историческом контексте, наполнены жизнью во всей ее сложности. Дан обстоятельный анализ основных социально-экономических, социально-политических и национально-идеологических конфликтов России в XX веке.

    Для студентов и преподавателей высших учебных заведений, а также широкого круга читателей
    ББК 60.5я73

    ISBN 5-238-00242-4
    © С.В. Соколов, 2001

    © ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА", 2001.

    Воспроизведение всей книги или любой ее части

    Запрещается без письменного разрешения

    Издательства

    От автора

    Учебное пособие «Социальная конфликтология» дает представление о природе, структуре, развитии, классификации социальных конфликтов. В советском обществе социальные конфликты считались недопустимыми. Их отсутствие трактовалось как важнейшее достижение по сравнению с капиталистическими странами. Социальные конфликты в нашей стране пресекались на корню с помощью тотального насилия и загонялись во внутрь общества. Все несогласные с советской властью сидели в ГУЛАГе. Когда некоторые поднимались против советского строя, то их выступления жестоко подавлялись. Так было в Венгрии в 1956 и Чехословакии в 1968 годах.

    Социальные конфликты как сторона социальных противоречий являются естественным явлением. Их ликвидация рано или поздно приводит к застою и деградации обществ, как произошло во всех странах социализма. Поэтому социальные конфликты нужно изучать, прогнозировать и использовать для нормального (эволюционного, а не революционного) развития стран. В противном случае страна окажется, как регулярно происходит с Россией, в состоянии застоя, а затем революционного взрыва. Последний состоялся в 1991 г. Социальные конфликты потрясают демократическое общество снизу доверху, стимулируя его развитие. Понимание социальных конфликтов и способов управления ими – важная задача демократического общества.

    Недостатком многих российских учебников по общественным наукам является оторванность от российского опыта. В предлагаемом учебном пособии сделана попытка устранить этот недостаток – российская тема присутствует постоянно. Проанализированы наиболее фундаментальные социальные конфликты, оказавшие и оказывающие влияние на ход развития России. Это позволяет читателям, с одной стороны, применить свои знания к конкретному российскому материалу, а с другой стороны, – увидеть социальные конфликты в гуще исторических событий.

    Сергей Васильевич Соколов
    доктор философских наук, профессор Нижегородского коммерческого института.

    Потребности и образ жизни (Рига, 1987),

    Социальная конфликтология (Нижний Новгород, 1988),

    Социальная философия (Нижний Новгород, 2001) и др.

    I. КОНФЛИКТОЛОГИЯ КАК НАУКА

    Глава 1 Конфликтология и ее роль в обществе

    1.1. Что изучает конфликтология?

    Конфликтология (от лат. conflictus – столкновение, столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, острый спор и греч. logos – учение) – наука о конфликтах. Эти конфликты возникают: 1) внутри субъектов между разными психическими состояниями (потребностями, интересами, нормами, ценностями), 2) между разными людьми с одинаковыми или разными психическими состояниями, 3) между социальными субъектами: социальными общностями (производственными, экономическими и т.п.), социальными институтами (семья, школа, транспорт и т.п.), социальными организациями (государство, политические партии, профсоюзы и т.п.), нациями, странами, цивилизациями и т.п.

    В зависимости от характера сторон конфликта конфликтология включает несколько относительно самостоятельных, но тесно взаимосвязанных уровней: 1) внутриличностный, 2) межличностный, 3) социальный, 4) международный. Международная конфликтология может рассматриваться как разновидность социальной. В зарубежной и отечественной конфликтологии в большей мере присутствуют первые два типа конфликтологии, носящие преимущественно психологический характер.

    Предлагаемое читателям учебное пособие анализирует социальные конфликты, которые существенно отличны от конфликтов внутриличностных и межличностных. Поэтому употребление терминов «конфликт» и «социальный конфликт» исходит из данного различия.

    Предметом изучения конфликтологии являются следующие вопросы:

    Конфликты как стороны общественных противоречий;

    Стороны конфликтов (чувства, идеи, ценности; индивиды с разными интересами; социальные институты; социальные общности; национальные общности и т.п.);

    Конфликты как процессы, имеющие определенную структуру и условия протекания (становление, развертывание, разрешение, предупреждение);

    Конфликтные ситуации, социальные напряженности, социальные депривации;

    Причины, условия, поводы конфликтов;

    Основные типы предметных конфликтов в обществе (экологические, экономические, политические, юридические и т.п.);

    Основные типы субъектных конфликтов в обществе (институциональные, формационные, цивилизационные и т.п.);

    Прогнозирование, предупреждение, разрешение конфликтов и т.п.
    Жизнь людей и общества представляет бесконечную цепь конфликтов, сопровождающихся психологическими стрессами, значительным ущербом – материальным, культурным, человеческим. Вспомние схватки Геракла, бесконечные войны, которыми полна история стран и народов. Люди давно пытались прогнозировать конфликты, бороться с ними, понять причины их образования и научиться управлять ими. Поэтому конфликтологические знания возникли в глубокой древности и были составной частью трудов Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, позже – Макиавелли и др. Предметом изучения конфликтологии были военные, экономические, политические конфликты.

    До индустриальной эпохи, создания ядерного оружия, экологического кризиса, превращения мира в единый хозяйственный, информационный, политический организм конфликты имели локальное значение, т.е., возникая в определенной части мира и населения, не касались других частей мира и людей. В эпоху глобализации человеческой жизни многие конфликты прибрели глобальное значение, т.е. конфликт, возникший в одной части мира, сказывается на других частях мира. Это относится и к войнам, и к болезням (СПИД), и к экологическому кризису, и т.п. Поэтому возникла необходимость научного подхода к конфликтам во многих странах, что стимулировало развитие науки конфликтологии.

    Передовые страны мира характеризуются буржуазно-социалистическим строем (формацией)*, в котором гражданская сфера** оказывает большое влияние на остальные сферы: географическую, демографическую, производственную, экономическую, социальную, политическую, духовную. В либерально-капиталистических (США, Канада и др.) и буржуазно-социалистических (Германия, Япония и др.) странах возникла объективная необходимость и возможность предотвращения случайных и смягчения необходимых социальных конфликтов: демократия – это перманентный конфликт. В США, Швеции, Германии, Франции, Японии и других странах конфликтология получила значительное развитие. Она позволяет прогнозировать, предупреждать и не доводить конфликты до стадии развертывания.

    * Буржуазно-социалистическая формация общества характеризуется: 1) многообразием форм собственности и рыночной экономикой; 2) правовым государством; 3) развитой гражданской сферой; 4) развитой политической, правовой, моральной культурой и активностью среднего класса, составляющего большую часть населения. К странам с гражданским обществом можно отнести Швецию. Сингапур и др.

    ** Гражданская сфера – это сфера массовых движений, партий, группировок по убеждениям и другим признакам. Они добиваются децентрализации государственной власти, передачи ее самоуправлению, осуществляют контроль за государственной властью, а также взаимодействие большинства и меньшинства в обществе на основе бесконфликтного, по возможности, согласования их позиций.
    В странах тоталитарных (СССР, Китай и др.) конфликтология была не нужна или была секретным знанием, которое использовалось власть имущими для разжигания искусственных и тушения опасных для власти конфликтов. Например, борьба с «врагами народа» в СССР при Сталине была искусственно развернутым конфликтом, позволяющим держать общество в напряжении, сохранять высокую социальную мобильность, укреплять власть большевиков. Сейчас Россия находится в состоянии государственного, информационного, цивилизационного и геополитического кризиса, сопровождающегося множеством конфликтов: демографического, технологического, экономического, социального, политического, межнационального, духовного и т.п. Это и поставило в повестку дня развитие конфликтологии в нашей стране.

    Темпы развития обществ в конце XX в. значительно ускорились. Человечество, его передовые страны, вступает в постиндустриальную цивилизацию. Увеличилось качество, число и интенсивность конфликтов, которые сопровождают периоды общественного развития, трансформации, модернизации. Это особенно характерно для стран, осуществляющих переход от пролетарского социализма к буржуазному социализму (демократическому капитализму), в частности, СССР. Конфликты подрывают стабильность общества, его основных сфер, ухудшают качество жизни людей.

    Сложность проблемы заключается в том, что конфликты одновременно являются источником общественного прогресса Без них развитие невозможно. В связи с этим задача руководителей заключается в том, чтобы, с одной стороны, не доводить эти естественные конфликты до стадии развертывания, а с другой стороны, не допускать случайных конфликтов.

    Случайными являются такие конфликты, которые вызваны психологическим состоянием противоборствующих сторон, их амбициями, неверной интерпретацией обстоятельств, таких конфликтов можно было бы избежать. Таковым, в частности, является первая чеченская война, начатая Ельциным и Дудаевым. Когда социальные конфликты долго не разрешаются и обострены до предела, как происходит в постсоветской России, существует опасность социального взрыва.

    Не случайно именно сейчас в нашей стране наблюдается всплеск конфликтологических исследований.

    В июне 1991 г. в Москве состоялся «круглый стол» по социальным конфликтам под эгидой Института социологии АН СССР. Рассмотрению подверглись методологические, типологические, социально-психологические и другие аспекты конфликтологии. Они дали толчок развитию этой науки в стране. В феврале 1992 г. был создан Центр конфликтологии, приоритетными направлениями деятельности которого были признаны разработка теории конфликтологии, а также теоретические основы деятельности конфликтологических экспертно-консультационных служб; координация конфликтологических исследований в академических институтах; пропаганда и распространение достижений отечественной и зарубежной конфликтологии и т.п. С тех пор конфликтология стала учебным предметом многих вузов России.

    1.2. Методы конфликтологии

    Метод конфликтологии как науки о конфликтах является, с одной стороны, общим для социального познания в целом, а с другой стороны, зависимым от специфики конфликтологии как науки (рис. 1.1). Он представляет собой: 1) способ получения, обоснования и построения конфликтологического знания, включающий в себя совокупность принципов, категорий и приемов; 2) возможность его использования в практике прогнозирования, предупреждения, диагностики и разрешения конфликтов, т.е. носит алгоритмический характер, представляет собой систему приемов анализа и разрешения конфликтов. Очевидно, что эти приемы существенно различны при анализе внутриличностных, межличностных и социальных конфликтов.
    Социальная конфликтология как одна из конфликтологических наук изучает конфликты социальных субъектов: социальных общностей (классов, стратов, групп и т.п.), социальных институтов (семья, армия, система образования, государство, церковь, политические партии и т.п.), исторических общностей, обществ и цивилизаций.


    Рис. 1.1. Методы конфликтологии
    Давая такое определение социальным конфликтам и изучающей их науке, мы отграничиваем их от конфликтов внутршшчностных и межличностных, которые анализируются преимущественно психологией и связанными с ней науками и изучаются внутриличностной и межличностной конфликтологией.

    Наряду с общими для всей конфликтологии методами познания она имеет некоторые специфичные методы.

    1 . Социальный конфликт представляет собой сторону социального противоречия. При такой трактовке конфликтология выступает в качестве приложения теории социальной диалектики. Важнейшим методологическим принципом изучения социальных конфликтов является закон единства и борьбы противоположностей. В философской литературе развитие противоречия включает в себя тождество – различие – противоположность – противоречие – основание, как и у Гегеля. На первом этапе противоречия данная вещь тождественна сама себе (например, зерно во время посадки). На этапе различия в ней появляется отличие от своего предыдущего состояния, происходит самоотрицание (например, зерно прорастает). На третьем этапе вещь превращается в свою противоположность (например, возникает стебель). И на четвертом этапе происходит отрицание отрицания – вещь возвращается в исходное положение, но на новой основе (например, из стебля возникает колос).

    Для исследования социального конфликта такое понимание противоречия не подходит и требует соответствующей модификации. Его можно рассматривать как становление – развертывание – разрешение противоречия. В таком виде оно становится важнейшим методологическим основанием анализа социальных противоречий, преодолевая ограниченность гегелевского подхода (см. об этом ниже). С этой точки зрения конфликтология может рассматриваться «как теория разрешения социальных противоречий» (Е.И. Степанов).

    2 . Вследствие того, что социальные противоречия являются неотъемлемой характеристикой социального развития и внутренним его источником, социальные конфликты представляют нормальное явление общественной жизни. Это позволяет отказаться от советской теории бесконфликтности социалистического общества как высшей ступени развития человечества. Социальные противоречия и соответствующие им социальные конфликты были, есть и будут. Задача конфликтологии заключается в теоретическом анализе условий и практических рекомендаций, ведущих к снятию противоречий и конфликтов между социальными субъектами. Это выдвигает на первые роли не только «борьбу противоположностей», но и их «единство», которое в марксистско-ленинской диалектике ставилось в подчиненное борьбе противоположностей положение.

    3 . Методологической основой социальной конфликтологии является теория деятельности. Согласно ей деятельность данного субъекта а) побуждается определенными потребностями и интересами и б) направлена на какие-то предметы (вещи, деньги, знания, статус и т.п.), которые ему нужны. Но в процессе этой деятельности субъект вынужден в) вступать в отношения (связи) с другими людьми. В результате он сам того не желая (или желая) оказывается в конфликтных отношениях с другими субъектами, претендующими на те же предметы и имеющими поэтому разные потребности и интересы. Поэтому социальные конфликты различаются своими субъектами, интересами, видами деятельности, предметами: производственными, экономическими, политическими, духовными и т.п.
    Субъектно-деятельностный подход помогает выделить в качестве важнейших элементов социального конфликта и проанализировать в определенной системе потребности, интересы, цели, мотивы и субъективные явления, играющие в конфликтологии огромную роль.
    В этом случае обращается внимание не только на объективные (предметные) условия конфликтов, но и на их субъективные составляющие. В условиях демократизации России, когда субъективные составляющие деятельности людей приобретают главенствующее значение для разрешения и предупреждения конфликтов, субъектно-деятельностный подход становится определяющим.

    Социальный конфликт с точки зрения субъектно-деятельностного подхода – это процесс реализации потребностей и интересов социального субъекта и одновременно процесс самоутверждения и самоопределения его в определенной социальной среде, имеющей конкретно-исторический характер.
    В этом плане социальный конфликт представляет собой противоборство социальных субъектов в процессе реализации своих интересов и самоутверждения в социальной среде.
    4. Принцип историзма, согласно которому социальные конфликты изучаются, с одной стороны, в определенных конкретно-исторических условиях, а с другой стороны, их изучение происходит исторически, т.е. исследуются изменения в характере социальных конфликтов на протяжении истории. Очевидно, что историзм изучения социальных конфликтов неразрывно связан с историзмом социальных противоречий, стороной которых они выступают. Историзм позволяет осуществить сравнительно-исторический анализ социальных конфликтов, показать их различие и сходство в разные исторические эпохи и в разных общественных формациях, выделить прогрессивность и регрессивность в их развитии и в целом извлечь уроки из прошлого опыта возникновения и разрешения социальных конфликтов. Для России это связано с противоречиями и конфликтами в досоветском, советском и постсоветском обществах. Исторический подход позволяет выявить внутреннюю динамику, определить уровень и направление развития социальных конфликтов. Развитие России связано с увеличением количества и типа социальных конфликтов, преодолением агрессивности и групповой разобщенности россиян, воспитанием толерантности.

    5. Метод аналогий, при котором знание, полученное при изучении какого-нибудь конфликта, выступающего в данном случае известной моделью, переносится на другой конфликт, который только начинает развиваться. Например, конфликты постелыданской России сейчас анализируются по аналогии с подобными же конфликтами в бонапартистской Франции, веймарской Германии, нэпом в России и т.п. По отношению к новым конфликтам метод аналогий носит правдоподобный и вероятностный (гипотетический) характер.

    1.3. Конфликтология и другие науки

    Конфликтология представляет собой междисциплинарную науку, находящуюся на стыке философских, человековедческих, обществоведческих наук. Но связь этих многочисленных наук с разными конфликтологиями различна.

    Прежде всего, конфликтология тесно связана с диалектикой как частью философии. Конфликт является стороной противоречий, поэтому конфликтология опирается на теорию противоречия, разработанную в идеалистической и материалистической, в частности, диалектико-материалистической (марксистско-ленинской) философии. Использование понятий противоречия, единства и борьбы противоположностей, разрешения противоречия, типологии противоречий позволяет рассматривать конфликтологию как форму конкретизации диалектики к человековедческим, обществоведческим и культурологическим проблемам.

    Применение диалектики к проблемам конфликтологии способствует обогащению самой диалектики, закона единства и борьбы противоположностей, позволяя более основательно представить себе отличие и роль «единства противоположностей» и «борьбы противоположностей», а также их взаимосвязь в процессе развития социальных противоречий. Конфликтологический подход к социальным противоречиям позволяет акцентировать внимание на их субъектности, что в значительной мере отсутствовало в марксистско-ленинском подходе к ним. Социальные субъекты имеют несовпадающие (разные или противоположные) потребности, интересы, установки, убеждения. Значит, путем влияния и изменения потребностей, интересов, установок, убеждений можно предупреждать, смягчать, урегулировать и разрешать социальные конфликты, потрясающие общество. Именно на это должны быть направлены усилия общества, на воспитание толерантности в отношениях между людьми. Историю делают не объективные законы, а субъекты, наделенные интересами, волей, мировоззрением и могущие ее (историю) направлять по своему усмотрению.

    Все конфликты в зависимости от сторон, в них участвующих, можно разделить на 1) внугриличностные, 2) межличностные, 3) социальные и 4) международные. Исходя из этого конфликтологию можно представить в виде системы наук (рис. 1.2).

    Очевидно, что эти конфликтологические науки связаны с разными науками.

    Внутршшчностная конфликтология связана преимущественно с психологическими науками и ориентирована на конфликт потребностей, интересов, ценностей, психических состояний личности*.

    * См., например: Джанни Г. Скотт Способы разрешения конфликтов. Киев: ГИИМ, 1991. Вып. 2.
    Тем самым она приближается к психотерапии, психиатрии, экстрасенсотерапии и т.п.


    Рис. 1.2. Взаимосвязь конфликтологии и других наук
    Межличностная конфликтология помимо психологии связана с социальной психологией, социологией, историей. На межличностные конфликты влияют конкретно-исторические условия жизнедеятельности людей.

    Социальная конфликтология тесно связана с социологией, социальной философией, политологией, культурологией и другими науками. Социально-факторная (внутриформационная) конфликтология (между производственными силами и производственными отношениями, между базисом и надстройкой и т.п.) может рассматриваться и как самостоятельная конфликтология, и как часть социальной конфликтологии.

    В то же время, изучая внутриличностные, межличностные, социальные конфликты, нельзя не учитывать влияние на каждый из них психологии, социологии, экономики и других наук. Поэтому можно исследовать психологию конфликта, социологию конфликта, политологию конфликта, культурологию конфликта и т.п. Отсюда вытекает связь разных частей конфликтологии с психологией, социальной психологией, социологией, юриспруденцией, политологией и другими науками. Но в этом случае четкое разграничение внутриличностных, межличностных, социальных конфликтов во многом исчезает: различие между ними расплывается.

    Например, психология конфликта изучает: 1) внутриличностные конфликты, возникающие между разными эмоциями, интересами, потребностями и т.п. данной личности; 2) межличностные конфликты со стороны их бессознательных влечений, воли, внимания, интеллекта и иных психических качеств участников конфликта; 3) социальные конфликты со стороны проявления в них бессознательных влечений, воли, внимания, интеллекта и т.п. Психология конфликта требует хорошего знания многих психологических проблем теории личности, ее структуры, мотивационной составляющей, психических процессов, типологии личности, волевых, эмоциональных, бессознательных процессов. Например, психология чеченского конфликта невозможна без знания характера, ментальное™, мировоззрения Ельцина и Дудаева, чеченцев и русских в то время.

    Социология конфликта изучает конфликты (внутриличностные, межличностные и социальные) со стороны социальной обусловленности потребностей, интересов, влечений субъектов, а также соответствующих конфликтных действий, отвечающих природе данного субъекта. Здесь конфликтология тесно связана с социологией, политологией, политикой, экономикой и другими науками*. В отличие от психологии конфликта социология конфликта более социологична, т.е. связана с социологией, историей, политологии и другими науками. Например, социология чеченского конфликта включает в себя анализ политических элит, социальных институтов, классов, в нем участвующих.

    * См.: Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М: Аспект Пресс, 1995.
    Культурология конфликта (и культурологические конфликты) изучает конфликты между разными субъектами, индивидами (учеными, религиозными деятелями, идеологами, культурологами и т.п.), социальными общностями (классами, стратами, нациями и т.п.), социальными институтами (семьями, системами образования и т.п.) и социальными организациями (государствами, политическими партиями, церквами и т.п. со своей духовно-культурной стороны). Предметом культурологического анализа конфликтов становятся идеи (религиозные и светские), традиции и обычаи, вера и убеждения. Культурология конфликта выявляет влияние духовной культуры и цивилизации на внутриличностные, межличностные и социальные конфликты. Например, культурологический анализ Чеченской войны обнаруживает, что это конфликт двух мировоззрений – родоплеменного с чеченской стороны и индустриально-социалистического с российской стороны.

    Разновидностью социальных конфликтов являются конфликты экономические, политические, межнациональные и т.п., когда социальные субъекты выступают преимущественно со стороны экономической, политической, национальной и т.п. Поэтому социальная конфликтология тесно связана политэкономией, политологией, этнологией и другими науками. В этих конфликтах, с одной стороны, проявляются общие закономерности социальных конфликтов, а с другой стороны, появляется специфика. Она связана и с особенностями экономического, политического, национального и других субъектов и их развития в соответствующих сферах – экономической, политической, этнической, национальной. Не случайно разделы об экономических, политических, духовных конфликтах содержатся в соответствующих науках и учебных пособиях.

    1.4. Функции конфликтологии в обществе

    Познавательная функция
    Важнейшей функцией конфликтологии является познавательная. Прежде всего, она состоит в изучении конфликтов, их классификации, способов разрешения и предупреждения. Познавательная функция заключается и в разработке конфликтологической теории, которая до сих пор во многом отсутствует и в которой нуждается российское общество. Разработка теории включает в себя выявление сущности основных категорий и понятий конфликтологии, таких, как конфликт, социальная напряженность, конфликтная ситуация и др., а также приведение их в определенную систему, построенную на основе каких-то принципов. Например, в этом учебном пособии социальная конфликтология строится на основе теории социальных противоречий. Эта функция состоит в определении предмета конфликтологии, ее методологии, места среди других обществоведческих наук. Познавательная функция выражается в приросте знаний о социальных конфликтах, их предметах, субъектах, характере влияния на общественные процессы и т.п.
    Диагностическая функция
    Диагностическая функция конфликтологии состоит в анализе конфликтной ситуации, социальной напряженности, субъектов конфликта, их причин и стадии развития, определении способов и планов их урегулирования. Демократизация России характеризуется возрастанием качества, числа и интенсивности конфликтов. Это обусловлено тем, что Россия представляет собой общество переходного периода от пролетарского социализма к демократическому капитализму. В такие периоды велика роль политики (и политиков), которая представляет сферу провоцирования и разрешения конфликтов. Это хорошо видно на примере взаимоотношений президентской, правительственной, парламентской ветвей власти в России. Такие конфликты, с одной стороны, выступают источником развития России, а с другой стороны, сопровождаются материальными, психологическими и человеческими жертвами, многих из которых можно избежать.

    Диагностическая функция конфликтологии позволяет проанализировать причины возникновения конфликтов в различных обществах (Карабах, Чечня, Приднестровье и т.п.), понять причины конфликтных ситуаций, их основные типы, психологические, идеологические, экономические и другие параметры, соотношение типов конфликтов и средств их урегулирования и т.п. Она включает в себя также постоянный конфликтологический мониторинг основных общественных процессов, отслеживания того, как зарождаются и развертываются конфликтные ситуации, социальная напряженность и социальные конфликты, предлагая на этой основе адекватные управленческие решения. Все это помогает предотвратить развертывание социальных конфликтов и их эскалацию и выступает важным средством демократизации общества, воспитания в людях толерантности, а не агрессивности.
    Прогностическая функция
    Прогностическая функция конфликтологии выражается в выработке обоснованных прогнозов развития социальных противоречий и конфликтных процессов в будущем. Она включает в себя анализ тенденций развития основных социальных субъектов (социальных общностей, институтов, обществ), возможных предметов конфликта, динамики интересов и т.п. Для этого нужно достаточно глубоко знать, каковы основные тенденции развития общества на данном этапе, его отдельных сфер и главных социальных субъектов. Это дается реализацией познавательной и контрольной функций конфликтологии. Результатом прогностической функции конфликтологии является конфликтологический прогноз, в котором излагаются возможные сценарии развития данного конфликта, его участники, возможность эскалации, время и средства его урегулирования, социальные последствия, цена конфликта. Такой прогноз может остановить противоборствующие стороны от конфликта.
    Идеологическая функция
    Идеологическая* функция конфликтологии выражается в том, что конфликтология может использоваться в интересах какой-нибудь правящей элиты, социальной общности (группы, класса, страта), нации. Тем самым она приобретет корпоративное, классовое, национальное содержание. Оно выражается в выгодном для этого субъекта понимании причин социального конфликта, перспектив развития общества и т.п. Правящая элита часто использует конфликтологию для манипулирования поведением людей, разжигая конфликты «на ровном месте», «не замечая» назревших конфликтов или находя виновников этих конфликтов в других силах. Так поступал Сталин, развязывая борьбу против несуществующих «врагов народа», которых обвиняли в преступлениях против сталинского режима, сваливая на них вину и за коллективизацию, и за поражение в первые годы войны, и т.п. Сейчас, когда постсоветская Россия определяется с национальной идеей (программой своего дальнейшего развития), идеологическая функция конфликтологии приобретает важное значение: нам нужно выбрать такую стратегию развития страны, которая бы минимизировала социальные конфликты в обществе.

    * Идеология (от греч. – идея и логос – слово, понятие, учение) – система взглядов, идей, теорий, в которых выражаются интересы и цели социальных субъектов в обществе. Например, либеральная, социал – демократическая, коммунистическая идеологтя.

    Рис. 1.3. Функции конфликтологии в обществе
    Образовательная функция
    Знание основ конфликтологии позволяет каждому из нас использовать ее для предупреждения и разрешения своих конфликтов. Конфликтология в России – молодая наука. Необразованность многих людей в сфере конфликтологии является одной из причин разрушительных и многообразных конфликтов, сотрясающих нашу страну, особенно межнациональных. Конечно, помимо конфликтологической необразованности, действуют более существенные причины этих конфликтов: антагонизм интересов (политических, экономических, национальных), невоспитанность, обозленность и т.п., но и незнание конфликтологии вносит лепту в эти конфликты. Долгое время в сознание советских людей внедрялась установка на конфликтность с предполагаемыми врагами: капиталистами, буржуями, бизнесменами, спекулянтами и т.п. Теперь приходится учиться толерантности (терпимости) к противоположным мнениям, поступкам, классам.
    Прагматическая функция
    Прагматическая* функция конфликтологии заключается в разработке практически значимых программ, алгоритмов действия социальных субъектов. Она расширяет понимание цикла конфликтологического познания, который не должен завершаться получением каких-то научных результатов, объясняющих данный социальный конфликт, его участников, причин, предметов и т.п. Для конфликтологии важен этап предупреждения или разрешения социального конфликта, на основе полученного конфликтологического знания. В этом проявляется важная закономерность нынешнего времени, превращение науки, в данном случае конфликтологии, в производительную силу общества. Прагматическая функция конфликтологии требует от нее преобразования знаний (информации) из описывающих (и объясняющих) в знания, предписывающие, управляющие, регулирующие социальную деятельность.

    *Прагматизм (от греч. pragma – дело, действие) – философское учение, в центре которого находится «принцип прагматизма», который определяет значимость знания для достижения какого-то практического результата. Прагматизм господствует в США и других странах.

    Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учеб. пособие. - СПб.: Михайлов, 2002. - 460 с.: ил. - Библиогр. в конце гл.
    ISBN 5-8016-0091-4

    В учебном пособии излагается обобщающая теория, выявляющая общие закономерности, сходство и различие различных видов, уровней и форм социальной коммуникации. На основе понимания социальной коммуникации как движения смыслов в социальном пространстве и времени рассмотрены личные и общественные коммуникационные потребности, коммуникационная деятельность и общение, социальная память, коммуникационные каналы, типология социально-коммуникационных институтов, эволюция социальных коммуникаций с каменного века до 2000 г. Особое внимание уделено информационному подходу к социальной коммуникации (социальной информатике) и семиотике социальных коммуникаций. Представлена система социально-коммуникационных наук, центром которой является метатеория социальной коммуникации. Книга адресована ученым-обществоведам, студентам, аспирантам и преподавателям, изучающим проблематику социальной коммуникации, а также социально-коммуникационным работникам, желающим повысить свою квалификацию.

    1. Понятие о социальной коммуникации. Обыденное и научное понимание коммуникации. Проблема смысла. Проблема понимания. Социальное пространство и время.
    (gl1.pdf - 349К)

    2. Коммуникационная деятельность и общение. Коммуникационные действия и их формы. Виды, уровни и формы коммуникационной деятельности. Общение как социально-психологическая коммуникационная категория. Игры и псевдоигры. Правда и ложь в коммуникационной деятельности.
    (gl2.pdf - 728К)

    3. Социальная память. Типы памяти и мнемические действия. Информационная модель индивидуальной памяти. Групповая социальная память. Структура социальной памяти общества. Противоречия общественного познания.
    (gl3.pdf - 655К)

    4. Коммуникационные каналы. Разновидности коммуникационных каналов. Устная коммуникация. Документная коммуникация. Электронная коммуникация. Древо коммуникационных каналов.х
    (gl4.pdf - 1013К)

    5.Эволюция социальных коммуникаций. Хронология общественных коммуникационных систем. Археокультурная словесность. Палеокультурная словесность. Мануфактурная неокультурная книжность. Индустриальная неокультурная книжность. Мультимедийная коммуникационная культура.
    (gl5.pdf - 665К)

    6. Семиотика социальных коммуникаций. Объект и предмет семиотики социальных коммуникаций. Коммуникационные знаки и их классификация. Семиотика текстов. Семантика, синтактика, прагматика.
    (gl6.pdf - 464К)

    7. Социальная информация. Концепции информации в современной науке. Математическая теория информации. Эффект “информационных очков”. Концепции социальных информатик.
    (gl7.pdf - 491К)

    8. Коммуникационные потребности. Определение и типология. Личностные коммуникационные потребности. Групповые коммуникационные потребности. Общественные коммуникационные потребности.
    (gl8.pdf - 481К)

    10. Социальная коммуникация как объект и предмет научного познания. Система социально-коммуникационных наук. Общая характеристика метатеории социальной коммуникации

    Соколов Аркадий Васильевич (10 февраля 1934) — советский и российский учёный, специалист в области библиотековедения, библиографоведения, информатики, теории социальных коммуникаций. Профессор кафедры информационно-управляющих и мультимедиа систем СПбГУКИ.

    Кандидат технических наук, доктор педагогических наук, профессор. Член ISKO (Международного общества по организации знаний). В 1989-1993— президент Петербургского библиотечного общества.

    Внёс значительный вклад в разработку информационно-поисковых языков дескрипторного типа, семиотических проблем релевантности. Обосновал концепцию социальной информатики. Глава Санкт-Петербургской школы семантической информатики.

    Окончил Ленинградский военно-механический институт, Северо-Западный заочный политехнический институт, аспирантуру ЛГИКа.

    В 1958-1961 — инженер-конструктор Кировского завода. В 1961-1967 — заведующий лабораторией отдела научно-технической информации ВНИИ радиоэлектроники, одновременно преподавал во ЛГИКе.

    В 1967 защитил кандидатскую диссертацию на тему «Экспериментальные исследования потерь информации и информационного шума в информационно-поисковых системах» в ВИНИТИ АН СССР. В 1978 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Автоматизация библиографического поиска в СССР. История, современное состояние, перспективы развития» в Государственной библиотеке СССР им. В.И. Ленина.

    В 1967-1984 возглавлял первую в системе отечественного библиотечного образования кафедру информатики ЛГИК им. Н.К. Крупской в 1987-1991— кафедру отраслевой библиографии.

    В 1992—1995— старший научный сотрудник Библиотеки РАН. В 1995-2009 — профессор кафедры социально-культурной деятельности СПбГУП. С 2009 — профессор СПбГУКИ.

    С 1990 читает в различных вузах разработанные им курсы «Теория и история социально-культурной деятельности», «Социальные коммуникации», «Коммуникационные потребности», «Введение в теорию социальной коммуникации».

    Книги (3)

    Введение и теорию социальной коммуникации

    В книге видного российского ученого, член-корреспондента Российской академии естественных наук, действительного члена Международной академии информатизации, профессора СПбГУП изложены основы теории социальной коммуникации.

    Впервые и отечественной литературе разносторонне освещены социальная коммуникация, коммуникационная деятельность, социально-коммуникационная система. В анализе социальной коммуникации использован теоретический инструментарий философии, социологии, психологии, информатики, культурологии.

    Информационное общество в виртуальной и социальной реальности

    Информационное общество представляет собой не социальный факт, а предположение о возможном состоянии грядущего мирового сообщества.

    Прослеживаются зарождение и развитие идеи информационного общества в России и за рубежом, технические предпосылки и государственные программы его построения. Анализируются технократические и гуманистические концепции информационного общества. Раскрывается сущность информационного общества в виртуальной и социальной реальности.

    Рассмотрены тенденции формирования глобального информационного общества и перспективы социализации идеи информационного общества в России XXI века.

    Общая теория социальной коммуникации

    В учебном пособии излагается обобщающая теория, содержащая общие закономерности, сходство и различие различных видов, уровней и форм социальной коммуникации.

    На основе понимания социальной коммуникации как движения смыслов в социальном пространстве и времени рассмотрены личные и общественные коммуникационные потребности, коммуникационная деятельность и общение, социальная память, коммуникационные каналы, типология социально-коммуникационных институтов, эволюция социальных коммуникаций с каменного века до 2000 года.

    Особое внимание уделено информационному подходу к социальной коммуникации (социальной информатике) и семиотике социальных коммуникаций. Представлена система социально-коммуникационных наук, центром которой является метатеория социальной коммуникации.



    Последние материалы сайта